Из истории возникновения "скинхед"-движения. Окончание Второй мировой войны, восстановление разрушенных городов, экономики, социальной сферы – это то, о чем традиционно говорится в средствах массовой информации и учебниках. Вместе с тем данный период характеризуется еще и появлением новой субкультуры. Среди рабочих Великобритании в начале 70-х гг. наиболее ярко проявили себя молодежные группы, представителей которых уже в то время называли скинхедами. Данное название произошло от английского skin – бритый и head – голова, что дословно можно перевести как бритоголовые. Это было связано с тем, что большинство из них, как правило, были коротко стриженными. Внешне они представляли собой людей, одетых в рабочую одежду, т. е. тяжелые высокие ботинки, грубые брюки на подтяжках, майки и теплые куртки. Данный образ создавался, чтобы подчеркнуть свою принадлежность к людям низшего класса, которым тяжелым трудом приходилось добывать себе деньги на кусок хлеба. Скинхеды присутствовали на трибунах стадионов много лет, и это также отразилось на их внешнем облике. В дни футбольных матчей надевались шарфы, шнурки и подтяжки разных цветов, которые соответствовали цветам их любимых команд. Во времена расцвета футбольного хулиганства стали носиться темно-зеленые ветровки «Alpha Jacket» (их называли также «Flight Jacket» или «Bomber Jacket»), которые позволяли легко выскальзывать из рук соперников в уличных драках. Первые скинхеды не были расистами, но их нельзя назвать и антирасистами в полном смысле этого слова. Если можно так выразиться, они были «а-расистами». Среди первой волны бритоголовых были и те, кто выражал интересы рабочего класса. Они «придерживались пробританских взглядов», но в это понятие вкладывали осознание собственной принадлежности к Англии. Они были патриотами своей страны, но ни о каком национализме или нацизме не было речи. Нельзя даже сказать, что они были «за Родину против государства». Словом, их мировоззрение было весьма расплывчатым, неоформившимся, упор делался именно на саму субкультуру, на эффектность, а не на эффективность. Многие из скинхедов были чернокожими. Их называли «rude boys» («грубые парни»), они приезжали в Англию из Ямайки. Многие из них вместе с белыми принимали участие в драках с пакистанцами, которых называли «паками». Да и название для драк было соответствующее – «paki-bashing». Эти уличные банды черных и белых нападали на пакистанцев именно потому, что они от них отличались. Многие из пакистанцев не умели говорить по-английски и занимались в основном торговлей. Первая волна скинов к 1972 г. сошла практически на нет, многие вышли из этой субкультуры. И через четыре года, в 1976 г., они появляются вновь. Парадоксом выглядит то, что следующую волну скинхедов в значительной степени поддержали панки. Третье поколение бритоголовых оформилось в конце 1970-х – начале 1980-х гг. Помимо всего прочего, в середине 1980-х гг. в Англии возник серьезный экономический кризис, целые графства превратились в зоны социального бедствия, ощутимо возрос уровень безработицы. И кроме того, экономические трудности наложились на увеличение количества нелегальных иммигрантов из стран Азии и Африки. Межрасовые конфликты обострились и накалились. Так что скинхеды-расисты появились в не самые лучшие для Британии времена. Все это изменило и мировоззрение, и внешний вид скинхедов. Теперь они брили головы «под ноль», чтобы нельзя было схватить за волосы в драке, надевали черные джинсы и короткие куртки без воротников, чтобы за них также нельзя было уцепиться. Многие группы британских скинов положительно восприняли идеи расизма. Мощным фактором роста и усиления английского движения бритоголовых стало сложившееся в Англии бедственное положение. В России скинхеды появились в 1991 г., в среде учащихся столичных ПТУ и техникумов, вообще молодежи «спальных районов» Москвы и Ленинграда. В отличие от Запада, наше скин-движение возникло не совсем естественным путем (хотя экономический кризис, подобный тому, что разразился в Англии после войны, а то и посильнее, тоже был), а под влиянием западной масс-культуры. Именно поэтому дети московских и питерских токарей и слесарей носят ботинки и подтяжки английских докеров, а не кепки и комбинезоны, как их отцы. Если же они и кричат что-либо о России и русских, то чаще на английском языке, размахивая или немецким флагом, или флагом американских конфедератов (конечно, имеются в виду бонхеды). Проблема понимания данной субкультуры стоит в нашей стране особняком. В России слова «скинхед» и «расист» давно стали синонимами. Между тем данная субкультура имеет различные, порой далекие и противоположные расизму направления. Есть красные скины (они даже выпускают свой журнал – «Взорванное небо» и имеют сайт в Интернете –»Redskins.ru»), есть скины-антифашисты (которые неоднократно организовывали скин-секьюрити – своеобразную скиновскую охрану концертов реперов – извечных врагов неонацистов), наци-скинхеды, пропагандирующие идеи фашизма. Российские скинхеды в целом и наци-скинхеды в частности не имеют единой организации. Они представляют собой совокупность разрозненных групп (в среднем по 10–15 человек в каждой), которые не всегда и не везде промышляют избиениями и убийствами, часто дело ограничивается распитием пива и слушанием тяжелого рока. Такие группы так же легко распадаются, как и возникают. Заметим, движение скинхедов имеет все необходимые субкультурные элементы. Движение наци-скинхедов тоже является молодежной субкультурой, но оно не имеет ничего общего, кроме подтяжек, ботинок и причесок с движением субкультуры скинхедов как общественным явлением. Таким образом, необходимо отметить, что данная субкультура за время своего существования постоянно трансформировалась и приобретала совершенно различные, подчас противоположные ответвления, многие из которых порой не имеют ничего общего с обыденным пониманием скинхеда как борца за идеи фашизма. БИБЛИОГРАФИЯ: 1. Головин В.В., Лурье М.Л. Современные подростковые субкультуры: мегаполис, провинция и деревня // Мальчики и девочки: реалии социализации: Сборник статей. Екатеринбург, 2004. С. 45–67. 2. Омельченко Е., Пилкингтон Х. и др. Глядя на Запад: Культурная глобализация и российские молодежные культуры / Пер. с англ. О. Оберемко, У. Блюдиной. СПб., 2004. 3. Костерина И.В. Скинхеды и гопники: разные лики агрессивной маскулинности // Конструирование маскулинности на Западе и в России: Межвузовский сборник научно-методических материалов. Иваново, 2006. С. 21–36. 4. Щепанская Т.Б. Зоны насилия (по материалам русской сельской и современных субкультурных традиций) // Антропология насилия / Отв. ред. В.В. Бочаров и В.А. Тишков. СПб., 2001. С.115–177. 5. Громов Д.В., Стивенсон С.А. Пацанские правила: нормирование поведения в уличных группировках // Молодые москвичи. Кросскультурное исследование / Под ред. М.Ю. Мартыновой, Н.М. Лебедевой. М., 2008. С. 427–456.

Теги других блогов: история скинхеды субкультура